Центральный ФО
  • Москва
Северо-Западный ФО
  • Санкт-Петербург
Южный ФО
Северо-Кавказский ФО
  • Владикавказ
  • Грозный
Приволжский ФО
  • Казань
  • Саратов
Уральский ФО
  • Екатеринбург
  • Челябинск
Сибирский ФО
  • Новосибирск
  • Омск
Дальневосточный ФО
  • Владивосток
  • Хабаровск

Пятница, 28 апреля 03:28 МСК Волгоград +10°C | USD - 56.97 0 EUR - 62.17 0

Мобильное меню

Моментально. Обширно.Честно.
Новости из первых рук.

Обратная связь Медиакит
Лента новостей:

Вячеслав Ященко, Авторская колонка, Краеведческий калейдоскоп, Спецпроекты

Русские граждане Золотой орды жили в Дубовке

13 апреля 2016, 23:19  0 1507

В окрестностях Дубовки Волгоградской области археологи исследуют Водянское городище. По их предположению, здесь мог стоять золотоордынский город Бельджамен. Город возник на месте поселка русских пленных в 20-х годах XIV века. Русский квартал существовал здесь около 40 лет. Недавно сотрудники Волгоградского областного краеведческого музея отреставрировали два православных нательных крестика, обнаруженных во время раскопок «русского слоя». Это стало поводом для разговора о судьбах русских граждан Золотой орды.

Золотая орда славилась своей веротерпимостью. В этом государстве мирно уживались мусульмане, христиане, иудеи и язычники, многие из которых прибыли сюда не по собственной воле. В 1261 году при хане Берке митрополит Кирилл учредил в Золотой орде для плененных православных Сарскую (Сарайскую) епархию, которая имела ханскую защиту и покровительство. Во времена хана Узбека (20-30-е годы XIV века) в поволжских степях началось масштабное строительство городов. Во многих из них были русские кварталы, в которых, наверняка, имелись и церкви.

В начале XIV века в район современной Дубовки возможно из Рязанского княжества были приведены полоняники. На опушке дубравы они вырыли себе землянки и стали нести службу на переправе через Волгу и на Переволоке Волга - Дон. Вскоре на месте русского поселка вырос золотоордынский многонациональный город Бельджамен (в переводе с татарского «Дубовка»). В нем, кроме жилых домов, размещались мастерские, баня с водопроводом, мечети, интеллектуальный клуб для знати и три мавзолея. Позже на южной окраине города возвели хлипкое фортификационное сооружение – вал с частоколом. Русских поселили в отдельном квартале со своим кладбищем и церковью.



Русские бельджаменцы исполняли те же государственные повинности, что и раньше – осуществляли переправу и, возможно, неплохо на этом зарабатывали. В русском слое было найдено множество монет и осколки глиняных кувшинов, в которых могло храниться дорогое крымское вино. Обнаружено и весьма дорогое украшение русского ювелирного искусства – серебряная с позолотой височная подвеска. Этот предмет мог принадлежать только русским аристократам. Возможно, русские бельджаменцы занимались хлебопашеством. Существовали и ремесленные мастерские. Судя по найденным в русском слое костям животных, питались русские золотоордынцы в основном рыбой. Такая диета, возможно, сказалась на их телосложении. Большинство русских здесь были людьми низкорослыми.

«Русский квартал был встроен в систему городских отношений. Рабского положения не было. Впрочем, зависимость от ханской власти была – русские не могли покидать пределы Золотой орды. Жили они отдельно, с другими народами не смешивались, в исламской среде не растворялись», - рассказал волгоградский археолог, исследователь Водянского городища Андрей Лапшин.

По словам Андрея Лапшина, в русском слое были обнаружены шахматы и шашки. «Значит, у них было свободное время. И это также говорит об отсутствии закабаления», - сделал вывод археолог.

Таким образом, русские Бельджамена были полноправными гражданами золотоордынского феодального государства – со своими правами и обязанностями. И, возможно, свобод у них было даже больше, чем у соотечественников, проживавших в то время в русских княжествах, так как поголовный сбор дани на них уже не распространялся.

В 60-70-х годах XIV столетия в Золотой орде бушевала великая смута. Бельджамен стал жертвой гражданской войны. Он подвергся опустошительному разгрому. Жертвами резни стали и русские жители города. Археологи обнаружили свидетельства трагедии. В глубокой яме, возможно, в колодце были найдены отрубленные головы (европеоидные черепа) и останки человеческих тел. Среди костей археологи нашли нательный православный крестик и сделали вывод о том, что останки принадлежат русским. Куда ушло выжившее православное население Бельджамена после уничтожения города - пока не известно. На этот вопрос исследователи не могут дать ясного ответа. Возможно, беженцы смогли уйти в русские княжества, а может они спрятались в донских пойменных лесах и позже сыграли свою роль в зарождении казачества.

«Мы знаем, что когда Бельджамен стал вновь отстраиваться при хане Тохтамыше в 80-х годах XIV века русские уже не оставили в нем свои следы. Их в городе уже не было», - сказал Андрей Лапшин.

История Бельджамена закончилась в 1395 году с нашествием Тимура. Летопись же археологических исследований Водянского городища может завершиться в ближайшие годы, так как воды Волгоградского водохранилища гектар за гектаром безжалостно уничтожают уникальный культурный слой, быстро размывая берег. Охранные же археологические раскопки, рассчитанные на спасение артефактов, сведены к минимуму, так как их финансирование практически прекратилось.

Вячеслав ЯЩЕНКО

оставить комментарий

Ресторан Houdini

похожие новости

популярно в разделе

Авторская колонка

Уважаемые читатели, на сайте информационного агентства «Новый День» в ближайшее время появится блог волгоградского психолога Анны Завгородневой, где будут публиковаться материалы на злободневные темы, касающиеся не медицинской психотерапии. В сегодняшней публикации мы предлагаем познакомиться психологом, которая могла бы стать личным помощником каждого. Анна Завгороднева является членом общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Новости партнеров